Лекции по философии науки проф. Семенова Юрия Ивановича

Лекция 10, семестр 10, 25. 2.2006

Факты. Идеи. холизация и эссенциализация

Отформатировано: Проверено:

Чувствоумозримый мир для нас как единство чувственного и умозримого миров для нас. В чем Кант был прав и в чем не прав

Умозримый мир был открыт не сразу. Упрощение, пренебрежение умозримым миром не случайно и имеет свои основания. Философы шаг за шагом убеждались в том, что мир существует не только сам по себе но еще и в нашем сознании. Существует не только чувственный мир, но и умозримый мир. Надо разобраться в том, как они сосуществуют и образуют чувственно умозримый мир. Как возникают эти миры? Чувственный мир возникает просто. На нас действуют различного рода предметы, и возникает восприятие чувств. А вот когда мы переходим к мышлению, то надо учитывать что мышление есть творчество. Поэтому умозримый мир возникает далеко не совсем так, как возникает чувственный мир.

Первый, кто попытался нарисовать картину возникновения чувственного умозримого мира, был Иммануил Кант. > Основные положения кантианской теории познания: существует мир вещей в себе, эти вещи в себе воздействуют на органы чувств человека, и возникает большое обилие восприятий представления. Тут никаких претензий к Канту нет, и он прав. Да, существует объективный мир, и наши ощущения являются результатом воздействия вещей в себе.

Кант говорит о том, что когда у нас появляются ощущения они представляют собой хаотический набор восприятий представлений. А дальше разум начинает наводить порядок, организовывать из этого хаоса подлинный настоящий мир. Как это происходит? Разум призывает на помощь такие две априорные формы как пространство и время. Все вещи начинают располагаться в определенном порядке. Одна левее друга правее, одна выше другая ниже и т.д. Но чтобы навести до конца порядок, как говорит Кант, эти две формы не достаточно. Нужно еще привлечь категории рассудка, категории разума. У Канта 17 категорий рассудка. С помощью этих категорий (возможность, действительность, бытие, небытие, сущность, явление, причина, следствие) перед нами предстает стройный организованный внешний мир для нас. > Но мы ничего не знаем о мире в себе. Результатом синтеза разума и чувственности является чувственно умозриый мир. Кант первым понял, что отображение мира в человеческом сознании не является отображением зеркальным. Это есть процесс творения, творчества. Мир для нас является созданием человека. Ошибка Канта: Он не считал ощущения восприятия образами внешнего мира. На самом деле ощущения и восприятия несут информацию о внешнем мире и являются образами внешнего мира. Когда мы внесем эту поправку, то становится ясным, что мир как он для нас это форма бытия мира в себе. Кант доводил до предела несовпадение мира для нас и мир в себе. Стоит также добавить, что когда Кант говорит об априорности категорий, он не прав и в то же время прав. Категории создавались человеческом на протяжении тысячелетий. А вот для каждого конкретного человека, который сейчас появляется на свет, они достаются в готовом виде, т.е. они не результат его опыта и для человечества они апостериорны. А ошибка Канта тут в том, что он подходил к познанию не исторически, он не понимал, что мир для нас постоянно меняется. Возникают новые понятия, при помощи которых мы также как и при помощи категорий организуем мир ощущений.

Надо сказать так, что у человека весь чувственный мир пронизан насквозь мышлением. Все ощущения и восприятия осмыслены. И когда мы от этого отвлекались, мы тем самым упрощали картину. То, что не осмыслено для сознания не существует. Например: есть такое заболевание – психическая слепота. У человека прекрасно работает зрительная память. Но он видит вещи и не понимает что это такое. Он не знает что это за вещи. Он лишен возможности ориентироваться в окружающем мире. Дело в том, что у него отвлечено чувственное восприятие от мышления. На первых порах человек не понимал, что мир существует не только сам по себе но и для нас. Для него существует только один мир в себе. И он считал, что мир абсолютно таков как он есть.

Таким образом, люди не понимали, что существует еще и умозримый мир. Это позиция наивного реализма. Так было до появления науки или даже до революции в физике на рубеже XIX-XX веков, умозримый мир был утоплен в чувственном мире. И только потом умозримый мир стал отделятся от чувственного и становится самостоятельным. Как мы уже говорили у Канта не хватало исторического подхода. Он не понимал, что мир в себе определенным образом меняется. Возникают новые категории и понятия и меняется мир в себе. __/Остановимся на этом поподробнее: как возникает новое знание, новые понятия и теории._

Рассудочное и разумное мышление.

Два вида мышления

Начнем с того, что существует два вида мышления: рассудочное и разумное. Об это знали еще Платон и Аристотель. Потом к этим идеям приходили многое мыслители нового времени. Но по-настоящему в этом разобрался и разделил эти два понятия Гегель. > Рассудок – мышление как субъективное деятельность человека. Человек соединяет суждения, понятия, умозаключения, получаем цепь рассуждений и согласно ей действуем. Выявляем формы, применяем законы логики. Это рассудочное мышление. Гегель понял, что: > мышление это не только субъективная деятельность человека, а что это объективный процесс идущий по объективным законам. Гегель открыл эти объективные законы. Мышление как деятельность и как объективный процесс тесно связаны. На первый план выступает деятельность, а то что мышление есть объективный процесс скрыто, незамечено. С помощью рассудка нельзя открыть что-то принципиально новое. Оно дает новое только для конкретных людей, позволяет что-то уточнить. Только разум позволяет двигаться вперед. Только он позволяет раскрыть всю глубину познания. Остановимся на этом поподробнее. Итак, что такое разумное мышление.

Формы рассудочного мышления==== (тема не раскрыта явно (прим. наборщика))

У рассудочного и разумного мышления существуют разные формы. Есть только одна форма присущая обоим типам мышления – понятие. Понятия важны и для рассудка и для разума. Но все-таки понятия разума и рассудка это не одно и тоже. Есть рассудочное и разумное понятия. Они связаны, но друг от друга отличаются. Для рассудочных понятий характерно то, что они как кубики. Мы просто соединяем их и получаем суждение, умозаключение и оперируем с ними. Вот и все. Они неподвижны, они не способны сами двигаться. Разумные же понятия способны к движению. Три формы рассудочного мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Факты. Определение. Методы добывания. Обработка.

Познание начинается с того, что предметы действуют на органы чувств человека. Научное познание (кроме математического) начинается с того что перед нами груда фактов. А затем мы с этими фактами начинаем работать. Понятие факт впервые стало применятся учеными. Оно пошло из науки. Поэтому нередко под фактом понимают научный факт и никаких других фактов не существует. Но это не так. Есть научные и житейские повседневные факты. Пример научного факта: вода закипела при 100 градусах. Павлов говорил, что факты – это воздух ученого. До сих пор вокруг понятия факт идут споры и нет единой точки зрения.

Первая трактовка: факт – явление внешнего мира, явление реальности. Солнце взошло, вчера был дождь. Факты существуют вне нашего сознания. Вторая точка зрения: факты – образы внешнего мира. И как всякие образы существуют в нашем сознании. Третья точка зрения, компромиссная: есть два вида фактов, факты объективного мира и факты сознания. Четвертая точка зрения*: факты – правильные истинные высказывания, суждения которые мы признали истинными (точка зрения неопозитивизма). Давайте теперь разберемся, какие признаки присущи всем фактам. 1. Факт не зависит от сознания человека, факт объективен. Факты – упрямая вещь. Они не поддаются нашим желания и замыслам. Он либо есть либо его нет. 1. Над фактами производят всевозможные действия (их собирают, добывают, хранят, обрабатывают, обобщают, фальсифицируют). Эти операции производят в сознании. Вывод – факты существуют в сознании. Таким образом, факты из реальности переносятся в наше сознание. Каким образом они появляются в сознании? Факты нельзя создать. Когда человек создает факты, он занимается фальсификацией. Если его теория основана на созданных фактах, то она неизбежно потерпит крах. Ученые факты ищут и находят. Существуют методы добывания фактов: 1. метод наблюдения; 1. активное вмешательство, человек воспроизводит объективный процесс.

Особые приемы добывания для фактов применяются в исторической науке. Ведь она изучает то, чего уже нет. Здесь сложно и наблюдать и воспроизвести процесс. Факты содержатся в исторических источниках: бывают материальные источники (развалины дворца, пирамиды, раскопки), и письменные источники. Когда историк получает в распоряжение документ, он подвергает его критике. Критика источников обретает две формы: внутренняя и внешняя. Внешняя критика: например, документ подпорчен, его нужно восстановить и истолковать или критика происхождения: у историков много проблем с фальсификацией документов. Внутренняя критика: нужно убедится, что автор не ошибался и не врал. Когда факты подвержены критике, их можно обрабатывать.

Для естественных наук единичные факты имеют малое значение. Поэтому он обобщаются. Из единичных фактов получаются общие. В житейском же обиходе единичные факты также имеют значение, они могут как обобщаться так и не обобщаться. Единственная же наука, в которой единичные факты имеют значение – историческая наука. После обобщения наступает самое главное. > Отдельные факты нужно собрать в единое целое. Отдельные факты – это сырье, они не дают полноценного знания. Сравнение: если взять отдельные части дома: кирпичи, плиты, песок и т.д., то мы не получим целый дом. Вроде все есть, но жить в таком доме нельзя. И тут есть опасность связать факты неверно. Может получится так, что все факты достоверны, а картина буден ошибочной.

Унитаризация фактов

Факты интерпретируют и истолковывают. Но лучше использовать другой термин – объединение. Но а т.к. это все-таки наука, то нужно перевести этот термин на латынь. Будем называть этот процесс унитаризацией. Унитаризация фактов – связывание фактов воедино, объединение фактов. Этот процесс очень сложный и можно допустить множество ошибок. Пример неправильной интерпретации фактов: в одной из работ Солженицина он доказывает, что в России XIX века недовольных практически не было. Не было тех, кто мог бы совершать политические преступления. Он доказывал это следующим образом. Говорил, что был в то время орган политического сыска. Этот орган назывался третье отделение, который занимался политическим сыском. И в этом отделении работало всего 28 человек на всю гигантскую Российскую империю. А при советской власти в любом районном КГБ больше сотрудников чем в этом третьем отделении, не говоря уже об областном и центральном. В этом он был абсолютно прав. Но на самом деле все обстояло не так. Третье отделение имело свой исполнительный орган – отдельный корпус жандармов, в составе тысячи рядовых, сотен офицеров и десятков генералов. И носили они голубые мундиры. Командир корпуса жандармов был одновременно главноначальствующим третьего отделения. Вот как легко можно соврать, ни слова не говоря неправды. О многом умолчать, сделать так, что этого не существует.

Два вида унитаризаци фактов. Холизация и эссенциализация

Единичные факты иначе унитаризируются, чем общие. > Существует две разновидности унитаризации. Первая разновидность – унитаризация общих фактов. Этим занимается естествознание. Второй вид унитаризации – унитаризация единичных фактов. Этим занимаются все люди, живущие на земле, а также историки. Первый вид унитаризации знаком всем и детально разработан. Он называется процессом эссенциализация. От слова эссенцес – сущность. > Эссенциализация – выявление сущности, которое происходит в ходе создания теории. Можно также назвать теоретизацией, потому что мы создаем теорию. Теория – высшая форма разумного мышления. Есть другая важная форма унитаризации - холизация. Ей философы мало занимались. Тут мы объединяем единичные факты и объединяем их по другому. Мы из частей составляем целое. _/Результат холизации – холия._ Т.е. когда единичные факты увязаны и составляют единое целое и дают понять нам этот уголок мира. Как создается теория и как создается холия? Каким путем мы увязываем факты? Как мы создаем единое целое? Тут мы переходим к самому важному понятию разумного мышления. Это понятие идея (форма разумного мышления).

Идея – ключевое понятие разумного мышления. Знание и понимание

В рассудочном мышлении нет идей. Ранее никак не могли отделить идею и понятие. Понимали идею как один из видов понятия. На самом деле идея никогда не является понятием. > Идея – это система понятий, позволяющая нам объединить факты. Идея – это единица интерпретации, самая мелкая единица унитаризации. Поэтому она дает нам понимание. Идея, из которой вытекает в одном случае холия в другом теория, дает нам понимание фактов. > Когда мы работаем с общими фактами, то получаем теорию, когда работаем с фактами единичными, то получаем холию. А без идеи нет ни холии, ни теории. Когда мы унитаризируем факты, мы понимаем и можем объяснить. И теория и холия дает нам понимание фактов. Понимание и объяснение это одно и тоже. Понимание – понятие только разумного мышления. Понимание – более глубокое познание. Поэтому специальной теории понимания не нужно.

Итак, возникает идея, из нее вырастает теория или холия, и приходит понимание фактов. Чем отличается идея от понятия? Когда мы берем понятие, то не можем судить о его истинности или ложности. Понятие не способно нести истину. Долгое время считали, что единственной формой мышления, которое несет истину является суждение. > Всякая идея является либо истинной либо ложной. И тоже несет в себе истину. Ложность или истинность теории или холии зависит от ложности или истинности идеи. А как обнаружить верна ли идея или нет? Нужно проверить верность теории, которую мы построили, основываясь на этой идее. Саму идею в чистом виде проверить нельзя. Идея никогда не выводится из других идей (в отличие от суждения). Идея всегда рождается. Идея не выводится из фактов. Идея выражается в суждениях, но никогда не является суммой суждений. Есть идеи холические и эссенциальные. Эссенциальная идея – высшая форма идей. Рядом с идеей обычно стоит интуиция. Рассмотрим теперь как на основе идеи возникают холии. Изначально берем холию потому что она проще, холии были всегда (в отличии от теории). Для создания теории необходима кропотливая работа, а холия рождается непроизвольно.

Житейская бессознательная холизация

Люди сталкиваются с массой фактов и пытаются их понять. Понять факты можно только связав их. Возникает идея и организует все факты. Если идея верна, то она позволяет нам познать мир. Пример бессознательных идей: есть такая болезнь – паранойя. При паранойе возникают мании или бред. Есть мании или бред преследования, ревности, величия. Все это навящивые идеи. Они возникают в результате болезни мозга. При помощи этой идеи человек объясняет все факты. Он всех людей видит как врагов. Все их действия он воспринимает как действия направленные против него. Убедить его в обратном невозможно. Идеи возникают, когда человек хочет понять факты, с которыми сталкивается. У разных людей возникают различные идеи. > Одни и те же факты с помощью этих идей могут интерпретироваться по разному. Например в фильме французского режиссера Андре Каят (?) “Супружеская жизнь” идет рассказ о развитии истории одной супружеской пары в течение нескольких лет, как назревал конфликт, как они пытались помириться и т.д. Фильм состоит из двух частей. Первая часть – история с точки зрения мужа, вторая – с точки зрения жены. Те же события с разных точек зрения. Вроде тоже самое и совсем не тоже самое. Они видели мир по-разному. И каждый из этих миров отклонялся от реального. Надо сказать, что отклонение мира женщины было намного больше. Недаром говорят о том, что женщины эмоциональны, говорят о женской логике. Они замечают различные факты. Каждый замечает только те факты, которые укладываются в его идею и не замечает неподходящие факты. Также есть фильм Акиры Курасавы, в котором рассказывается о событиях, в ходе которых был убит человек. В этом деле было замешано 7 человек. И дальше показывается 7 интерпретаций этих событий и как каждый интерпретирует одни и те же факты. Семь миров и все они расходятся, потому что разные идеи, разное понимания, стремления себя оправдать. Идеи эти возникают бессознательно. Ведь большинство людей являются наивными реалистами. Он не видят, что мир есть мир для нас. Они считают что мир абсолютно таков, каким они его видят.

Житейская сознательная холизация. Профессионально-специализированная холизация

Этим видом холизации люди начали заниматься с первобытных времен. Представьте, что человек отправляется на охоту. Для первобытных людей охота была основой жизнеобеспечения. Охотник ищет следы добычи, а по следам восстанавливает, куда отправилась возможная добыча, что съел этот мамонт (прим. Асатура). Слова исследование и расследования произошли от слова след. Еще пример: в книге Арсеньева местный житель Дерсу Узала поражал людей своими способностями. По следам ночевки человека он определил, что это был старый китаец, занимался ловлей бобров и т.д. Все это он определил по оставленным следам. Эти примеры сознательной холизации. Есть вид холизации, которая является профессиональной деятельностью. Когда человек только и делает что занимается холизацией. Например, детективы, разведчики. Бригадный генерал армии США написал книгу, в которой он рассказывает, что добывать факты не главное. Сами по себе они ничего не стоят. Главное факты понять, объединить их. Когда факты объединены, они позволяют раскрыть замысел противника и т.д. Артур Конан Дойль сам был необычайно проницательным человеком и в какой-то мере повторял своего героя Шерлока Холмса. В рассказе “Союз рыжих” к Шерлоку заявился человек и попросил разобраться в непонятном деле. Он был хозяином небогатой лавочки, финансовые дела которой шли очень плохо. Его помощник показал в газете объявление о том, что в союзе рыжих появилась вакансия. Работа несложная и хорошо оплачиваемая. Он был рыжим, финансовые дела были расстроены, поэтому он пришел по этому объявлению. Вся улица была заполнена рыжими, но никого не принимали, пока он не появился. Агент сказал, что именно он им подходит и объявил что вакансия заполнена. Работа заключалась в том, чтобы безвылазно с 9 утра до 5-ти вечера сидеть в комнате и переписывать британскую энциклопедию. Выходить категорически запрещалось. Отработав 5 недель, он увидел объявление о том, что союз рыжих распался. Он стал выяснять и оказалось, что никто из соседей не знает ни о каком союзе. Еще он вспомнил, что его помощник любил заниматься фотографией и без конца лазил в погреб. Шерлок, получив все эти факты, сделал вывод, что целью было убрать этого человека из дома. А т.к. помощник лазил в подвал, то он сделал вывод, что помощник рыл подкоп, и готовится преступление. Также Шерлок выяснил, что рядом с домом находится здание крупнейшего банка. И все стало ясно.