Лекции по философии науки проф. Семенова Юрия Ивановича

Лекция 6, семестр 10, 18. 3.2006

Логика рассудочного и разумного мышления. Сущность понятия. Теорема общего и отдельного.

Отформатировано: Проверено:

Тема 5. Два вида мышления. Рассудок и разум. И две науки о мышлении, логика формальная и логика диалектическая.===

Разум, рассудок, два типа мышления. (перенесено из лекции 5)

Для того чтобы выработать правильный образ мышления надо изучить само мышление. Поэтому философия, являясь методом мышления, всегда является наукой о мышлении. Вот ещё добавление о философии. И здесь возникает такой вопрос. Ведь есть и другие науки о мышлении. Если вы откроете любой курс психологии и найдёте раздел психология ощущения восприятий, а следующий раздел будет психология мышления. Вы знаете, что мышлением занимается и психиатрия, занимается физиология высшей нервной деятельности, кибернетика тоже к этому присоединяется, пытаясь нарисовать схему мышления. > Чем же философия отличается? Она берет мышление только под одним углом зрения – мышление как процесс постижения истины. И вот такая наука, изучающая процесс постижения истины называется логика. Философия – всегда есть логика. Но не всякая логика есть философия. Дело в том, что как постепенно выяснилось, что существуют два вида мышления: одно мышление это рассудочное мышление, а другое это мышление разумное. Разумное – интеллект, а рассудок – рацио. Впервые это различие обнаруживается в трудах Платона. Потом это есть у Аристотеля, у некоторых других мыслителей, ну и наконец, встречам в средних веках у Северин Боэций (Утишение философией) (1480-1524). Иоанн Скотт Эриугена (1810-1877), потом встречает у Фомы Аквинского. Далее у Джордана Бруно. Дальше Кант и Шеллинг, ну и наконец Гегель. После Гегеля все стало на место. Он впервые разделил рассудок и разум. Что такое рассудок? > Рассудочное мышление - это мышление как субъективная деятельность человека, идущая по правилам. А разумное – это мышление как объективный процесс. Он первые открыл мышление как объективный процесс. Неразрывно связанны. И так как существуют два вида мышления, то существуют и две науки о мышлении. Две логики. Одна логика – формальная, которая была создана великим Аристотелем. И вторая логика – диалектика. Эта логика была создана Гегелем (1870-1831). Формальная логика зародилась в философии, а потом вывалилась из философии и стала самостоятельной наукой. А другая логика и есть философская логика. Философия – наука о мышлении, как объективном процессе. Ну конечно, формальной логикой философия не занимается, но определенное представление о формальной логике нужно иметь. Потому что если мы будет рассуждать о сознании, мышлении, то вам будет ничего не понятно.

Формальная логика (логика рассудочного мышления). Основные формы мышления.

Формальной логика называется потому, что она изучает формы мышления, абстрагируясь от содержания этих форм.

Формальная логика – наука о формах и законах рассудочного мышления. Три формы мысли, три формы рассудочного мышления: 1. Понятие 2. Суждение 3. Умозаключение

Понятие

Что такое понятие – это форма мысли, которая фиксирует наличие у предмета мысли определенных признаков. И не просто признаков, а существенных признаков. Совокупность существенных признаков – содержание понятия. Ну скажем понятие «млекопитающее» - те, кто кормят детенышей молоком. Это существенный признак. В чем отличие между существенным признаком и несущественным? Существенными признаками обладает не один предмет, а многие. Отсюда вытекает, что такое понятие относится не с одному предмету, а ко многим с такими существенными признаками. Такое понятие – общее понятие. Эти предметы образуют логический класс. Вот я беру понятие собака, которое фиксирует все признаки присущее всем без исключения понятия. А все собаки месте взятые образуют логический класс (ПРЕВЕД, ООП прим ред). Этот класс есть объем понятий. Дальше существует иерархия логических классов – есть более широкие классы и существуют менее широкие классы. Высшие логические классы такие, которые включают в себя несколько низших логических классов. Пример, такой логический класс «хвойные деревья». Что он включает в себя – логический класс «ель», «пихта», «сосна» и тп. Высший называется родом, а низший называется видом. И все понятия делятся на родовые и видовые. Понятия починяющие и подчинимые. Понятно, что характер вид-род не абсолютен для какого-то понятия. Скажем понятие «хвойные деревья» - оно родовое по отношению к каким понятиям? «Ель», «пихта»… А есть взять понятие «деревья», то они включают в себя «хвойные деревья». Здесь «хвойные деревья» - видовое понятие. Чем шире объем понятия, тем уже содержание. Эти понятия называются общими. А вообще есть ещё и частные? - Москва, ВОВ, Пушкин. Нельзя создать определение понятий, которые были бы присуще и тем и другим. Просто декларируют, что есть понятие (). Понятия делются на конкретные и абстрактные. Собака применимо для каждой собаки. А есть асбрактные – красота, мужество и тп.

Существуют три основные формы рассудочного мышления: понятие, суждение, умозаключение. С понятием мы прошлый раз разобрались (разобрались с тем что такое содержание понятия, что такое объем понятия, что такое логический класс, иерархия, родовые понятия, видовые понятия, классификация понятий, деление на общие и единичные, конкретные и абстрактные).

Суждение

Что такое суждение? > Суждение – это такая формы мысли, в которой предмету мысли или приписывается какой-то признак, либо говорится об отсутствии у этого предмета данного признака. (Пример: «предмет – красный», «предмет – не красный»). Эта форма мышления по меньшей мере предполагает два понятия: понятие которое обозначает тот предмет которому что-то приписывается (субъект суждения / подлежащее) и признак, который приписывается предмету (предикат или сказуемое). И третий элемент суждения – это связка «есть» или «не есть». В отличие от понятия, суждение является формой мысли, несущей истину, и поэтому суждения могут быть истинными или ложными. И надо сказать, что не только все логики, но и большинство философов считают что суждение – это единственная форма, которая является либо истиной, либо ложной. Думаю что это положение ошибочно, есть и другие формы, но это будет уже формы не рассудочного мышления, а разумного мышления (Например, идеи могут быть верными и не верными).

Умозаключение

Ну и наконец, третья форма – это умозаключение. > Умозаключение – это такая форма мысли, когда мы из одного или нескольких высказываний (суждений), выводим новое суждение. Существуют также логические термины, для обозначения составных частей умозаключения. Когда, например, делается вывод из одного старого суждения, то такое умозаключение называется непосредственным, а когда новые суждения выводятся из двух и более суждений, то такое умозаключение называется опосредованным. Существуют названия для различных элементов умозаключения. Суждения, из которых делается вывод, называются посылками, а то суждение, которое выводится, называется заключением. Все посылки вместе взятые называются основанием, а заключения – следствием.

Сами умозаключения делятся, обычно, на два вида. Одна категория – это дедуктивные умозаключения, а вторая – индуктивные. Иными словами есть две формы логического процесса: дедукция и индукция. Чем они отличаются друг от друга? > При дедукции движение мысли идет от общего к частному, то есть когда на основе общих положений, делается вывод относящийся к определенной конкретной вещи (Пример: «все люди смертны. Тит – человек, значит от тоже смертный»).> При индукции движение мысли происходит в противоположном направлении: от единичного к общему. (Пример: Проводя эксперимент по кипению воды при нормальном давлении в разных сосудах, мы видим что она кипит при 100 градусах. И мы делаем вывод, что вода без примесей и при нормальном давлении кипит при 100 градусах).

Силлогистика Аристотеля и законы (нормы) формальной логики

Впервые логика была создана Аристотелем. Он, конечно, знал, что есть и индукция, но все свои усилия он направил на разработку дедукции, на разработку дедуктивного умозаключения. А надо сказать, что самой важной формой дедуктивных умозаключений являются исключения. Вот такого рода опосредованные умозаключения, состоящие из двух посылок, называются символизмом. Ну а тот раздел логики, который занимается исследованием символизмов, силлогистика (силлогистическая логика). Так вот вся логика Аристотеля – это силлогистическая логика. Эта логика прекрасно работала до тех пор пока не началась развиваться наука, которая требовала обобщения опытных фактов. И Бэкон создал работу «Новый Органон» в противовес Аристотелевскому «Органону», где он разработал понятие индуктивной логики.

Аристотель не только разработал силлогистику, на основе силлогистики он открыл почти все основные законы (нормы) формальной логики. Другими словами он разработал нормы, которые мы должны неукоснительно соблюдать, чтобы избежать заблуждения. 1. Закон тождества. Если мы о чем-то мысли, то мы должны мыслить именно об этом предмете и не подменять его каким-то другим. (Пример подмены тезиса: ?). Софистика – искуство введения в заблуждение. 1. Закон противоречия (закон запретных противоречий?). Если мы приписываем одному предмету два взаимоисключающих признака, то из этих двух суждений одно является ложным обязательно, а другое – неизвестно какое. (Пример: стол – зеленый, и стол – красный.) 1. Закон исключенного третьего. Если мы приписываем предмету какой-то признак и одновременно настаиваем на том, что у этого предмета нет такого признака, то из этих двух суждений одно является ложным, а другое обязательно является истинным, а третьего быть не может. (Пример: стол – красный, и стол – не красный.) 1. Закон достаточного основания (открыт Готфридом Лейбницем в 17 веке). Для того чтобы прийти к истине мало соблюдать все три первых закона, а нужно еще, чтобы все исходные положения были истины. Иными словами, исходные положения должны быть проверены и должна быть доказана их истинность.

К сожалению, дедуктивная логика не способна обеспечить получение принципиально нового знания. (Нужно отличать знания «новые для меня» и знания «новые для человечества».) Такая логика способна делать только уточнения. В какой-то степени это исправляет индуктивная логика. Она дает нам новые знания (из единичных фактов - общие), но возможности индуктивной логики ограничены. Путем индукции нельзя вывести ни одной теории, НИКОГДА! Можно установить зависимости, а объяснить их нельзя. (Например, можно установить, что A вызывает B. Но ответит на вопрос о том почему А вызывает B индуктивная логика ответ не дает.)

Современная формальная логика (или символическая логика)

Вышеописанная логика называется классической или аристотелевской. В настоящее время на смену ей пришла другая формальная логика (как продолжение), называемая современной формальной логикой. А так как она пользуется символами в большом масштабе, то ее называют еще символической логикой. Так как она привлекает аппарат математики, то нередко ее называют еще и математической логикой (кстати, это название не совсем удачное, потому что не всякая символическая логика – есть математическая). В чем же отличие новой символической логики от старой формальной?

Символическая логика занимается исследованием рассуждений. Рассуждение это выведение одних высказываний из других. Высказывание – это предложение, которое выражает суждение. А предложения состоят из знаков. Знаки образуют язык и, следовательно, логика изучает язык (наука об одном из языков), решает как комбинировать знаки, как комбинировать предложения, состоящие из знаков.

Мышление как объективный процесс и его законы (Логика разумного мышления)

Диалектика Гегеля и ее категории

Мышление, как объективный процесс, было открыто очень поздно, а именно Гегелем (19 век). (Обратиться к лекции из седьмого семестра про Гегеля). Гегель совершил еще одно величайшее открытие, он открыл существование самодвижущихся процессов. И у него мир – это был процесс вечно движущийся. Процесс в целом распдается на меньшие процессы, те в свою очередь на еще более меньшие и т. д. > И все эти процессы являются самодвижущимися, процессами спонтанными (который чтобы развиваться не нуждается ни в каком вмешательстве). Эта идея, выдвинутая Гегелем, получила подтверждение только в конце двадцатого века, когда эти процессы были не просто открыты (самоорганизующиеся процессы), а создана теория и возникла дисциплина синергетика.

Гегель называл все реальные процесс, происходяшие в мире, – процессами историческими. Здесь термин имеет немного иное значение чем обычно, потому что когда говорят об историческом процессе то имеют ввиду процесс развития человеческого общества и только. Рассмотрим физические процессы. > Самое важное дело – познать эти процессы. На поверхности они есть чередование событий. А что значит познать процесс? Раскрыть закономерность, раскрыть необходимость, механизм. А сделать это можно только освободившись от случайности и выявить то чего не может не быть, то что всегда имеет место. Короче, очистить исторические процессы от исторической кожи, и получить мыслительный логический процесс, который воспроизводит внутреннюю необходимость. В этом логическом процессе содержанием является физический процесс, но в чистом виде, в таком виде в котором в реальности он никогда не существует.

Рассмотрим на примере книги Карла Маркса «Капитал». Он нарисовал процесс развития капитализма, капитализма вообще, чистого, которого нигде не было (не английского, не испанского, не французского). Он взял общее, что необходимо и что присуще всем, отвлекаясь от всего случайного, что могло быть, а могло и не быть. И получился чистый капитализм. И кстати показал, что если мы рассмотрим капитализм в чистом виде, как рыночную экономику, то неизбежно идет обнищание рабочего класса. Потом говорили, что ошибся Маркс, потому что в Европе стало улучшение жизни рабочих (особенно после 1945 года). Но нельзя забывать, что в то время была сила, которая заставила капиталистов пойти на уступки. Это рабочее движение. А уж революция 1917 года… Именно в России впервые был введен восьми часовой рабочий день. А сейчас, когда советский союз развалился, и опасность исчезла, когда стали господствовать снова рыночные отношения, то во всех передовых странах Европы уже 25-й год идет процесс непрерывного ухудшения уровня жизни рабочего класса.

Поскольку мы занимаемся теорией познания, теорией мышления, то нам необходимо понять что такое логический процесс, изучить сам логический процесс. Поступим таким же образом, выбросим то, что их (логические процессы отличает) и рассмотреть все то что общее. И тогда мы получим логический процесс, имеющий содержанием логический процесс, мышление, имеющее содержанием само мышление. То есть мы будем рассматривать понятия, которые есть во всех процессах, то есть предельно широкие понятия. И эти предельно широкие понятия развиваются по тем законам, которые действуют во всех до единого процессах, то есть по наиболее общим законам мира. Гегель называл эти самые общие понятия категориями диалектики. Само слово диалектика имеет несколько смыслов. Оно возникло только после появления Сократа. Он же книг не писал, зато вел беседы, диалоги, в ходе которых люди обменивались мнениями и пытались придти к истине. Вот это и называлось диалектикой (диалог, в ходе которого обменивались мнениями…). Потом оно много раз меняло и, наконец, у Гегеля приобрело конкретный смысл. > В понимании Гегеля слово диалектика имеет четыре значения:

1. развитие мира по законам 2. развитие мышления 3. теория, которая считает, что мир и мышление развивается по одним и тем же законам 4. метод Из определения видно, что присутствует два вида диалектики: одна – это диалектика мира, диалектика вещей, развития вещей, а вторая – это диалектика понятий, диалектика мышления. Встает вопрос: какая из этих диалектик является первичной, а какая вторичной? Мы снова сталкиваемся с основным вопросом философии. Гегель решал этот вопрос так: диалектика мысли – первична, а диалектика мира вторична и производна. Он логический процессы превратил в абсолютные идеи, то есть логический процессы оторвал от людей и превратил в какой-то объективный процесс. Гегель считал, что реальный мир развивается по законам диалектики. Ну а марксисты решают вопрос прямо противоположным путем, они считают, что не мир развивается по законам мышления, а мышление развивается по законам мира. Встает не менее важный вопрос: какую роль играют эти наиболее общие законы? К сожалению, зная всеобщие законы, мы не можем подчинить им какой-то реальный процесс. Однако, знание наиболее общих законов мира позволяет нам направлять процесс мышления.

Конечно, диалектика Гегеля возникла не на пустом месте. Был Гераклит – отец диалектики, были попытки создать систему предельно общих понятий. Первые в этом были пифагорейцы, потом Платон, Аристотель, Кант. Но у них категории были застывшими. > Гегель же понял, что одни категории вытекают из других, и у него получился такой самодвижущийся процесс. Вот так была создана наука о разумном мышлении, наука о мышлении, как об объективной процессе. И она же наука о мире (потому что законы мышления есть законы мира), и она же теория познания, так что диалектика это и наука о мышлении, и наука об объективном мире, и наука о познании.

Законы диалектики

(тема вообще не раскрыта - поможущему раскрыть приз -пыво) Категории диалектики они присущи любому кусочку мира: качества, количества, форма и содержание, часть и целое, элементы и структура (каждая вещь имеет структуру и состоит из элементов), причина и следствие, возможность и действительность, случайность и необходимость и т.д. Все эти перечисленные категории взяты из обыденного языка. И люди ими пользуются, чтобы направлять процессы. А для этого нужно искусно оперировать категориями. Метод диалектики – искусство оперировать категориями. Правильно ими оперировать помогают законы диалектики. Вот эти общие законы объективного мира они же законы правильного оперирования категориями диалектики.

Самый важный из них – закон единства и борьбы противоположностей. Единство и борьба – это как случайность и необходимость. Когда мы рассматриваем движение, то движение всегда есть единство противоположных моментов. Всякое движение есть вопиющее противоречие. Рассмотрим на примере стрелы. В каждый момент времени она и движется и покоится. Приходя в какую-то точку, она сразу же из нее уходит, но в какой-то момент времени она там находится! Второй пример – это свет: свет есть и частица и волна (и то и другое, и не то, и не другое, обладает свойствами и частицы и волны).

Другой закон перехода количества в качество. Третьий - закон отрицания…

Тема 6. Сущность понятия. Проблема общего и отдельного.

О том как исследует понятия логика разумного мышления

Надо сказать, что диалектическая логика, то есть логика разумного мышления, исследует понятия, но по-другому, чем формальная логика. Она пытается не просто определить понятия, а выявить природу понятия и разобраться в его отношении к внешнему миру. Переходя к проблеме понятия, вспомним, что мышление невозможно без языка. Конечно, нельзя подменять мышление языком, но мышление без языка невозможно!!! Язык – это есть система знаков, символов.

Учение о знаках Готлоб Фреге (1848-1925)

Для понимания природу понятий и отношения к слову, важное значение имеют учения одного из крупнейших математиков, филологов, философов конца девятнадцатого, начала двадцатого веков Готлоб Фреге. По этому вопросу писали многие, но решающий вклад в понимание природы языка, мышления и соотношения языка и мышления, слова и понятия внес именно Готлоб Фреге (1848-1925). Огромное значение имеет его учение о знаках. Он ввел три понятия: знак, значение знака, смысл знака. Надо заметить, что ученики Фреге с тем, чтобы его учение было доступным и более понятным ввели своеобразную фигуру, которая называется треугольником Фреге или семантическим треугольником. Верхняя вершина треугольника – это знак (слово или имя). Каждый знак только постольку знак, что это знак обозначает. Вот то, что он и обозначает, называется предметным значением знака. Вместо термина предметное значение в логике, математике, семиотике применяется термин денотат (или референт) знака. У слова может быть один денотат, тогда говорят, что слово является единичным знаком. (пример: А.С. Пушкин). Бывает, что у знака есть много денотатов, тогда этот знак обозначает каждый денотат (пример: собака). Кроме этого Фреге ввел понятие смысла знака. Каждый знак не только что-то обозначает, но еще и выражает смысл (смысловое значение) или сигнификат. В отличие от сигнификата денотат можно потрогать. А вот смысл доступен только уму, он умозрителен. Смысл знака естествоязыка – это и есть понятие. Иными словами, понятия образуют смысл знака. И именно потому, что знаки имеет такой смысл у него такие, и никакие иные денотаты. Отсюда следует, что не может быть слова (знака) без понятия (иначе это был бы шум и больше ничего). Без слова нет понятия и без понятия не слова. Так что слово и понятие образуют нерасторжимое единство, но очень противоречивое, ведь они друг от друга отличаются. Слово-то материально, а понятие оно идеально (оно есть субъективный образ объективного предмета). Понятие отражает, а слово обозначает, но не отражает! Когда мы говорим собака, то это что: понятие или слово? Это и то и то. Поэтому был введен такой термин слово-понятие.

Проблема общего и отдельного

Давайте попытаемся проанализировать отношение слова-понятия к объективному миру. Ну со словом все просто: слово обозначает. Есть что-то соответсвующее, есть денотат. Например, слово есть слово «собака» и есть конкретные денотаты. А когда мы берем отношение понятия «собака» к миру, то встает что же является содержанием? Какая собака? Эта? Собака вообще. Восприятиям во внешнем мире соответствует конкретная вещь, та самая вещь, которая подействовала на органы чувств и вызвала восприятие. Здесь все понятно: есть восприятие и есть предмет. Этот предмет существует во внешнем мире. А когда мы берем с вами понятие, то у него предмета-то нет (то есть того, что вызвало). Содержанием понятия собака, является собака вообще. > И здесь возникает вопрос: а «собака вообще» существует? Если «собаки вообще» нет, это значит, что понятие ничего не отражает, а если она есть, то почему же мы ее никогда не видели?

Попытаемся разобраться в этом вопросе подробнее. О том, что отдельные конкретные вещи есть, никто не спорит. А вот существуют ли «общие» вне головы, вне сознания человека? Здесь слово «общие» играет роль существительного. Заметим, что у него нет ни единичного не множественного числа. И поэтому нужно ввести такой термин Универсат, который мог быть и в единственном и во множественном числе.

Так вот проблема общего-отдельно обсуждалась на всем протяжении развития философии. Наибольшего накала обсуждение этой проблемы получило в средние века. Обозначились разные решения этой проблемы, разные направления. Два основных направления получили названия: номинализм и реализм.

Номинализм

Одно из решений проблемы «общего отдельного», проблемы универатов (универсатов) – это номинализм. Они считали, что общие понятия – есть только имена. Когда говорят о номинализме, то обычно выделяют два направления: крайний номинализм и умеренный номинализм. С точки зрения крайних номиналистов никаких понятий нет, а есть только слова, а эти слова – есть знаки. Так как никаких понятий нет, то нет и мышления. А значит, есть только вещи и материальные знаки, заменяющие эти вещи. Например, собака – это просто звук заменяющий конкретную собаку. Правда они тоже понимали, что есть знак единичный, а есть общий. Например, есть сходство между всеми собаками и оно фиксируется знаками. Ничего «общего» нет, а есть сходство. Крайний номинализм не слишком сложный, и поэтому все нормальные люди – наивные номиналисты. Они даже не подозревают, что есть понятия, они знают, что есть слова. Есть зримые вещи и эти зримые вещи обозначаются зримыми (слышимыми) словами.

Но были люди, которые никак не могли примириться с тем, что нет понятия и нет мышления. И поэтому они предположили, что понятия есть. Общее есть, но только как понятие, только в голове человека, а в мире его нет. Это течение получило название умеренный номинализм.